­Многолетний опыт
профессионального экономического аутсорсинга
­220114 РБ, г. Минск,
ул. П. Мстиславца 22, оф. 188
  • +375 17 366-72-22
  • +375 17 366-75-55
  • +375 29 614-53-03
  • +375 29 683-81-42
Вывести на печать

Актуальные вопросы по исчислению НДС

Вопрос №1.

Организация отгружает и получает товар в (из) Российскую Федерацию на основании товарообменного (бартерного) договора. Согласно Инструкции о порядке отражения в бухгалтерском учете и налогообложении товарообменных операций, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь и Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь от 03.05.2008 № 78/49, отражение реализации по товарообменным операциям производится по учетной цене товарообменной операции, а оприходование поступивших товаров производится исходя из стоимости отгруженных товаров. В каком порядке определяется налоговая база по НДС при ввозе и вывозе товаров. Читать ответ

Вопрос №2.

Организация реализует газ углеводородный сжиженный для заправки автотранспортных средств. При этом, плательщиком обеспечен учет реализуемого газа как в литрах, так и в килограммах. Необходимо ли в данной ситуации в обязательном порядке применять коэффициент усредненной плотности для перевода литров в килограммы. Читать ответ

Вопрос №3.

Организация осуществляет на территории Республики Беларусь ремонт транспортных средств (их частей), принадлежащих резидентам Российской Федерации. В каком порядке применяется нулевая ставка НДС при реализации данных работ. Читать ответ

Вопрос №4.

Организация-арендатор определяет выручку от реализации «по отгрузке». В 2009 году по обоюдному согласию сторон принято решение об увеличении размера арендной платы за 2006-2008 гг. Вправе ли организация-арендатор принять к вычету дополнительно предъявленную арендодателем сумму НДС. Читать ответ

Вопрос №5.

В процессе ликвидации организации производится оценка имущества, находящегося на балансе данной организации, с целью дальнейшей реализации указанных объектов по цене оценки. Согласно Положению об оценке стоимости объектов гражданских прав в Республике Беларусь, утвержденному Указом Президента Республики Беларусь от 13.10.2006 № 615, проведение оценки стоимости объектов оценки является обязательным при продаже в процессе конкурсного производства имущества лица, признанного банкротом. В каком порядке определяется налоговая база по НДС при реализации имущества в данной ситуации. Читать ответ

Вопрос №6.

В каких случаях освобождается от НДС реализация продукции предприятий народных промыслов (ремесел) в Республике Беларусь? Читать ответ

Вопрос №7.

Какие образовательные услуги, оказываемые иностранным гражданам в Республике Беларусь, освобождаются от НДС? Читать ответ

Вопрос №1.

Организация отгружает и получает товар в (из) Российскую Федерацию на основании товарообменного (бартерного) договора. Согласно Инструкции о порядке отражения в бухгалтерском учете и налогообложении товарообменных операций, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь и Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь от 03.05.2008 № 78/49, отражение реализации по товарообменным операциям производится по учетной цене товарообменной операции, а оприходование поступивших товаров производится исходя из стоимости отгруженных товаров. В каком порядке определяется налоговая база по НДС при ввозе и вывозе товаров.

Ответ на вопрос №1.

В соответствии разделом I Положения о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при перемещении товаров между Республикой Беларусь и Российской Федерацией, являющегося приложением к Соглашению между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (далее – Соглашение), для целей уплаты налога на добавленную стоимость налоговая база определяется на дату принятия на учет ввезенных товаров (но не позднее срока, установленного национальным законодательством) как сумма стоимости приобретенных товаров, включая затраты на транспортировку и доставку данных товаров; подлежащих уплате акцизов.

Стоимостью приобретенных товаров является цена сделки, фактически уплаченная или подлежащая уплате поставщику за ввозимый товар.

Таким образом, при приобретении товаров в Российской Федерации по внешнеторговым товарообменным (бартерным) договорам налоговая база по НДС определяется в соответствии с нормами Соглашения.

При экспорте товаров в Российскую Федерацию на основании вышеуказанных договоров налоговая база определяется в соответствии с нормами статей 6 и 7 Закона Республики Беларусь «О налоге на добавленную стоимость» (далее – Закон).

При этом, для целей определения налоговой базы по НДС оборот плательщика в иностранной валюте пересчитывается в белорусские рубли по курсу Национального банка Республики Беларусь на момент фактической реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, который в соответствии с пунктом 2 статьи 10 Закона определяется как день обмена товарами, т.е. как дата совершения каждой отгрузки товара.

Согласно Инструкции о порядке отражения в бухгалтерском учете и налогообложении товарообменных операций, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь и Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь от 03.05.2008 № 78/49, налогообложение при совершении товарообменных операций производится в установленном законодательством порядке по мере отражения стоимости товаров на счетах учета реализации и финансовых результатов. Вернуться к перечню вопросов

Вопрос №2.

Организация реализует газ углеводородный сжиженный для заправки автотранспортных средств. При этом, плательщиком обеспечен учет реализуемого газа как в литрах, так и в килограммах. Необходимо ли в данной ситуации в обязательном порядке применять коэффициент усредненной плотности для перевода литров в килограммы.

Ответ на вопрос №2.

В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 25.06.2009 № 332 «Об отдельных вопросах уплаты акцизов и о внесении изменений и дополнений в Указ Президента Республики Беларусь от 29 декабря 2008 г. № 709» с 1 июля 2009 года введена новая позиция подакцизной продукции «Иное топливо, используемое в качестве автомобильного» – газ углеводородный сжиженный, облагаемый по ставке 208400 рублей за 1 тонну.

Возможность применения усредненной плотности для перевода литров в килограммы (к.-т 0,530) рекомендована плательщикам, у которых отсутствует учет реализации (отпуска) газа углеводородного сжиженного для заправки автотранспортных средств (включая собственные) в килограммах. В случае же обеспечения учета в килограммах, суммы акцизов должны исчисляться исходя их фактических объемов реализации газа углеводородного сжиженного за соответствующий налоговый период и ставки налога.

Кроме того, в соответствии со статьей 5 Закона Республики Беларусь «Об акцизах» плательщик акцизов обязан предъявить к оплате покупателю подакцизных товаров соответствующую сумму акцизов, указанную отдельной строкой в первичных учетных и расчетных документах.

При реализации углеводородного сжиженного газа для заправки транспортных средств, на чеке, выдаваемом покупателю, должна быть указана сумма акцизов отдельной строкой в размере, соответствующем объему реализованного газа.

При этом, размер акцизов, указываемый на чеке, определяется на основании суммы акцизов, приходящейся на 1 литр углеводородного сжиженного газа, и фактического объема реализованного газа. Вернуться к перечню вопросов

Вопрос №3.

Организация осуществляет на территории Республики Беларусь ремонт транспортных средств (их частей), принадлежащих резидентам Российской Федерации. В каком порядке применяется нулевая ставка НДС при реализации данных работ.

Ответ на вопрос №3.

В соответствии со статьей 4 Протокола между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации о порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг (далее – Протокол) реализация работ, услуг по ремонту (модернизации, переоборудованию) транспортных средств (включая части транспортных средств), ввезенных с территории государства одной Стороны на территорию государства другой Стороны для ремонта (модернизации, переоборудования) с последующим вывозом отремонтированных (модернизированных, переоборудованных) транспортных средств (включая части транспортных средств) на территорию государства другой Стороны, облагается косвенными налогами в соответствии с разделом II Положения, являющегося приложением к Соглашению, на основании документов (их копий), указанных в статье 6 Протокола.

Положением о порядке применения нулевой ставки налога на добавленную стоимость при реализации экспортируемых работ (услуг), а также при реализации на территорию Российской Федерации товаров, не происходящих с территории государств - участников Таможенного союза, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 15.06.2006 № 397 (далее – Указ № 397), в дополнение к документам, перечисленным в Протоколе, установлена необходимость предоставления документов, подтверждающих вывоз (ввоз) транспортных средств с (на) территории Республики Беларусь.

С учетом упомянутого законодательства, применение нулевой ставки НДС возможно в том числе и при перемещении своим ходом автотранспортных средств, зарегистрированных в Российской Федерации, (с грузом либо без груза) с территории Российской Федерации, в том числе через территорию иного государства, на территорию Республики Беларусь с последующим вывозом с территории Республики Беларусь на территорию Российской Федерации, в том числе через территорию третьих стран.

Таким образом, организации при выполнении ремонтных работ транспортных средств имеют право на применение нулевой ставки НДС при соблюдении вышеуказанного порядка. Для подтверждения факта перемещения отремонтированных транспортных средств в (из) Российскую Федерацию принимаются транспортные, товаросопроводительные документы, соответствующие порядку перемещения указанных транспортных средств (авиа-, ж/д-, либо автотранспорт), в том числе с отметкой транспортной инспекции Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь либо таможенных органов. Вернуться к перечню вопросов

Вопрос №4.

Организация-арендатор определяет выручку от реализации «по отгрузке». В 2009 году по обоюдному согласию сторон принято решение об увеличении размера арендной платы за 2006-2008 гг. Вправе ли организация-арендатор принять к вычету дополнительно предъявленную арендодателем сумму НДС.

Ответ на вопрос №4.

В соответствии с пунктом 12 статьи 12 Закона Республики Беларусь от 19.12.1991 № 1319-XII «О налоге на добавленную стоимость» (далее – Закон) в случае уменьшения (увеличения) стоимости товаров (работ, услуг), имущественных прав у продавцов на сумму оборотов по реализации этих товаров (работ, услуг), имущественных прав уменьшаются (увеличиваются) обороты по реализации того налогового периода, в котором произошло уменьшение или увеличение стоимости товаров (работ, услуг), имущественных прав, а у покупателей в этом налоговом периоде производится соответствующая корректировка налоговых вычетов.

Согласно статье 16 Закона у плательщиков, определяющих выручку от реализации «по отгрузке», вычет предъявленных сумм налога осуществляется после их отражения в бухгалтерском учете и книге покупок, являющейся регистром налогового учета.

При этом, вычет производится на основании первичных учетных и расчетных документов установленного образца, полученных в установленном законодательством порядке продавцами и выставленных ими покупателям. Таким образом, организация-арендатор в связи с изменением размера арендной платы за предыдущие годы вправе принять к вычету соответствующие суммы НДС в 2009 году на основании выписанного арендодателем счета-фактуры по НДС после их отражения в бухгалтерском учете и книге покупок. Вернуться к перечню вопросов

Вопрос №5.

В процессе ликвидации организации производится оценка имущества, находящегося на балансе данной организации, с целью дальнейшей реализации указанных объектов по цене оценки. Согласно Положению об оценке стоимости объектов гражданских прав в Республике Беларусь, утвержденному Указом Президента Республики Беларусь от 13.10.2006 № 615, проведение оценки стоимости объектов оценки является обязательным при продаже в процессе конкурсного производства имущества лица, признанного банкротом. В каком порядке определяется налоговая база по НДС при реализации имущества в данной ситуации.

Ответ на вопрос №5.

В соответствии с пунктом 4 статьи 6 Закона Республики Беларусь от 19 декабря 1991 г. № 1319-XII «О налоге на добавленную стоимость» при реализации основных средств, отдельных предметов в составе оборотных средств и имущества, учитываемого в составе внеоборотных активов, по ценам ниже остаточной стоимости, приобретенных на стороне товаров, имущественных прав (за исключением нематериальных активов) по ценам ниже цены приобретения налоговая база определяется соответственно исходя из остаточной стоимости, цены приобретения.

Остаточная стоимость и цена приобретения принимаются на дату реализации с учетом переоценок (уценок), проводимых в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

В соответствии с пунктами 1.1. и 1.2. Указа Президента Республики Беларусь от 20 октября 2006 г. № 622 «О вопросах переоценки основных средств, не завершенных строительством объектов и неустановленного оборудования» (далее – Указ № 622) организациями осуществляется переоценка (изменение стоимости) числящихся в их бухгалтерском учете в составе внеоборотных активов основных средств, не завершенных строительством объектов и неустановленного оборудования (далее - имущество) при условии достижения индекса цен производителей промышленной продукции производственно-технического назначения, исчисляемого и публикуемого Национальным статистическим комитетом за октябрь текущего года к месяцу, предшествующему дате последней переоценки, величины 103 процента и более в порядке, определяемом Советом Министров Республики Беларусь с учетом требований Указа № 622, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь.

Переоценка имущества производится на 1 января года, следующего за отчетным, за период, прошедший с даты предыдущей переоценки по 31 декабря отчетного года, с отражением ее результатов в соответствии с законодательством в бухгалтерском учете организаций (кроме Национального банка, банков и небанковских кредитно-финансовых организаций) 31 декабря отчетного года.

Таким образом, при реализации основных средств ниже остаточной стоимости, налоговая база определяется исходя из остаточной стоимости, содержащейся в бухгалтерском учете с учетом проведенной переоценки в соответствии с Указом № 622.

При этом стоимость имущества, определенная в результате его оценки в целях реализации, в том числе при проведении процесса ликвидации юридического лица, не используется в качестве остаточной стоимости для определения налоговой базы по НДС при реализации данного имущества. Вернуться к перечню вопросов

Вопрос №6.

В каких случаях освобождается от НДС реализация продукции предприятий народных промыслов (ремесел) в Республике Беларусь?

Ответ на вопрос №6.

В соответствии с главой 4 Закона Республики Беларусь № 282-З "Аб народным мастацтве, народных промыслах (рамёствах) у Рэспублiцы Беларусь" отнесение продукции предприятий народных промыслов (ремесел) к изделиям народных промыслов (ремесел) производится в соответствии с решением экспертной комиссии, на основании утвержденного Советом Министров Республики Беларусь Государственного реестра изделий народных промыслов (ремесел), с учетом ассортимента, вида ремесла, сырья, доли ручного и механизированного труда. Согласно Положению об экспертной комиссии по отнесению продукции предприятий народных промыслов (ремесел) к изделиям народных промыслов и ремесел (далее-Положение), утвержденного постановлением Управления делами Президента Республики Беларусь от 4 июня 2007 г. № 4 «Об экспертной комиссии по отнесению продукции предприятий народных промыслов (ремесел) к изделиям народных промыслов и ремесел» экспертная комиссия по отнесению продукции предприятий народных промыслов (ремесел) к изделиям народных промыслов и ремесел создается Управлением делами Президента Республики Беларусь при государственном производственно-торговом объединении "Белхудожпромыслы".

Согласно названному Положению, экспертная комиссия осуществляет экспертизу изделий по отнесению продукции предприятий народных промыслов (ремесел) к изделиям народных промыслов и ремесел.

В соответствии с подпунктом 2.16 пункта 2 статьи 3 Закона Республики Беларусь «О налоге на добавленную стоимость» (с учетом изменений и дополнений, далее - Закон) освобождаются от налогообложения обороты по реализации на территории Республики Беларусь изделий народных промыслов (ремесел) признанного художественного достоинства по перечню таких изделий, утверждаемому Президентом Республики Беларусь.

Перечень изделий народных промыслов (ремесел) признанного художественного достоинства, обороты по реализации которых на территории Республики Беларусь освобождаются от обложения налогом на добавленную стоимость, утвержден Указом Президента Республики Беларусь от 07.02.2006 г. № 81 (далее - Перечень).

Таким образом, изделия, поименованные в Перечне, освобождаются от обложения НДС при их реализации только в том случае, если указанные изделия являются изделиями народных промыслов (ремесел), признанных художественного достоинства, то есть, признаны в качестве таковых в установленном порядке вышеуказанной экспертной комиссией.

Реализация изделий, хотя являющихся изделиями народных промыслов (ремесел), признанных художественного достоинства, но не поименованных в Перечне, облагается НДС. Вернуться к перечню вопросов

Вопрос №7.

Какие образовательные услуги, оказываемые иностранным гражданам в Республике Беларусь, освобождаются от НДС?

Ответ на вопрос №7.

В соответствии с подпунктом 2.6 пункта 2 статьи 3 Закона Республики Беларусь "О налоге на добавленную стоимость" освобождаются от налогообложения обороты по реализации на территории Республики Беларусь услуг в сфере образования, связанных с образовательным процессом, оказываемых учреждениями образования, в том числе высшими учебными заведениями Федерации профсоюзов Беларуси, а также научными организациями, осуществляющими послевузовское образование.

К данным услугам, в частности, относятся услуги по обучению на факультетах довузовской подготовки, подготовительных отделениях, курсах по подготовке к поступлению в учебные заведения в учебных заведениях и организациях Министерства образования Республики Беларусь и иных организациях, выполняющих государственные требования к учебному процессу в соответствии с Законом Республики Беларусь от 29 октября 1991 г. "Об образовании", а также по обучению иностранных граждан на подготовительных факультетах и по контрактам.

Указом Президента Республики Беларусь от 30 августа 2000 г. № 472 "О дополнительных мерах по развитию высшего образования в Республике Беларусь" установлено освобождение от налогов и неналоговых платежей в бюджет и внебюджетные фонды, кроме взносов по государственному социальному страхованию в Фонд социальной защиты населения Министерства социальной защиты и платежей в Государственный фонд содействия занятости, в части средств, полученных от оказания образовательных услуг по перечню (далее – Перечень), утверждаемому в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь, для государственных высших учебных заведений, высших учебных заведений потребительской кооперации и высших учебных заведений Федерации профсоюзов Беларуси.

Перечень во исполнение постановления Совета Министров Республики Беларусь от 11 декабря 2000 г. № 1877 "О предоставлении полномочий на утверждение перечня образовательных услуг" (с учетом изменений и дополнений) утвержден постановлением Министерства образования Республики Беларусь, Государственного налогового комитета Республики Беларусь, Министерства финансов Республики Беларусь 29 декабря 2000 г. № 61/114/129 (в редакции постановления Минобразования, МНС, Минфина от 22.11.2005 № 96/120/139).

Таким образом, при оказании образовательных услуг, поименованных в Перечне, физическим лицам, являющимся гражданами иностранных государств, с которыми у Республики Беларусь отсутствует соответствующий международный договор, освобождение от налогов и неналоговых платежей в бюджет и внебюджетные фонды, будет применяться только в отношении услуг, указанных в пунктах 3-8 Перечня, поскольку в них не содержится привязки к наличию у Республики Беларусь заключенного с иностранным государством международного договора.

В отношении услуг, поименованных в пунктах 1 и 2 Перечня, при отсутствии международного договора с соответствующим иностранным государством, гражданам которого оказываются данные услуги, освобождение от налогов и неналоговых платежей в бюджет и внебюджетные фонды не применяется. Однако остается право на льготу по НДС по обучению иностранных граждан на подготовительных факультетах и по контрактам (освобождается от обложения НДС) независимо от наличия у Республики Беларусь международного договора, что согласуется с пунктом 3 Перечня. Вернуться к перечню вопросов

Источник http://www.nalog.by

©2008 ООО «Аутсорсинговая экономическая компания»

Вы можете получить консультацию по всем возникшим у Вас вопросам

у наших специалистов по телефону.

Адрес нашей почты: info@aek.by

Разработка сайта - abiatec

Наши Телефоны:

+375 17 366-72-22

+375 17 366-75-55

+375 29 614-53-03

+375 29 683-81-42