­Многолетний опыт
профессионального экономического аутсорсинга
­220114 РБ, г. Минск,
ул. П. Мстиславца 22, оф. 188
  • +375 17 366-72-22
  • +375 17 366-75-55
  • +375 29 614-53-03
  • +375 29 683-81-42
Вывести на печать

Особенная часть налогового кодекса: что в ней особенного?

Источник: "Промышленно-торговое право", 2010, N 2

Особенная часть Налогового кодекса Республики Беларусь (далее - Особенная часть), которой определен порядок исчисления и уплаты всех налогов, сборов и специальных режимов налогообложения (упрощенная система налогообложения, налог на игорный бизнес, налог на доходы от лотерейной деятельности, единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции, единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц), вступила в силу 1 января 2010 г. По каждому налоговому платежу установлены все обязательные элементы налогообложения: состав плательщиков, объект налогообложения, налоговые базы, перечни налоговых льгот, а также порядок исчисления налогов, сроки их уплаты и представления налоговым органам налоговых деклараций о суммах, подлежащих уплате в бюджет. Размеры ставок налогов определены в соответствующих приложениях к Налоговому кодексу Республики Беларусь (далее - НК), что, по мнению специалистов, создает для плательщиков более прозрачные условия ведения бизнеса, а доступное изложение норм исключает необходимость дополнительных разъяснений и толкований вопросов налогообложения Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь.

Отменены четыре налоговых платежа: сбор в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки, местный налог с продаж товаров в розничной торговле, налог на приобретение автомобильных транспортных средств и местный сбор с пользователей за парковку автотранспортных средств.

Налог на добавленную стоимость

В целях компенсации потерь бюджета в связи с отменой ряда налоговых платежей ставка налога на добавленную стоимость (НДС) увеличена с 18 до 20%. Кроме того, при реализации товаров по регулируемым розничным ценам с учетом налога увеличена ставка НДС с 15,25 до 16,67%.

Отменено обязательное ведение всеми плательщиками книги покупок, в которой отражаются суммы "входного" НДС.

Предприятиям с годовым объемом выручки до 3,815 млрд. рублей предоставлена возможность выбора срока уплаты НДС - ежеквартально или ежемесячно.

По словам председателя Постоянной комиссии по бюджету, финансам и налоговой политике Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь Александра Антоненко, увеличение ставки НДС является вынужденной мерой и направлено на компенсирование отменяемых с 2010 года налоговых платежей.

По мнению заместителя Министра финансов Республики Беларусь Владислава Татариновича, ставка НДС в размере 20% не вызовет роста налоговой нагрузки, нехватки оборотных средств и роста цен.

Указания по применению новой ставки НДС содержатся в письме Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 17 декабря 2009 г. N 2-1-9/1099 "О налоге на добавленную стоимость". Предусматривается, что изменения в исчислении НДС при реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав применяются в отношении отгруженных товаров (работ, услуг), имущественных прав с момента увеличения ставки НДС. В отношении отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав с 1 января 2010 г. применяется ставка НДС в размере 20% независимо от даты их оплаты (включая предоплату, полученную до 1 января 2010 г.).

В отношении отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав до 1 января 2010 г. применяется ставка НДС в размере 18%. Для плательщиков, определяющих согласно учетной политике момент фактической реализации по мере оплаты отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, при отсутствии оплаты по истечении 60 дней со дня отгрузки моментом фактической реализации является 60-й день. В связи с этим последующее поступление оплаты не включается в налоговую базу, поскольку по отгруженному товару (выполненной работе, оказанной услуге), переданному имущественному праву налоговое обязательство по исчислению НДС будет исполнено на 60-й день со дня их отгрузки (выполнения, оказания), передачи.

Плательщики, приобретающие с 1 января 2010 г. товары (работы, услуги), имущественные права, ранее отгруженные (выполненные, оказанные), переданные их продавцами до 1 января 2010 г., к вычету принимают суммы НДС, фактически указанные продавцами в первичных учетных документах. Увеличение вышеуказанных сумм налога, предъявленных продавцом исходя из ставки НДС 18%, в цене приобретения товаров (работ, услуг), имущественных прав до суммы налога, исчисленной исходя из ставки НДС 20%, покупателями не производится.

Необходимые в связи с повышением ставки НДС разъяснения по ценообразованию даны в письме Министерства экономики Республики Беларусь, Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь и Министерства торговли Республики Беларусь от 22 декабря 2009 г. N 12-01-09/6813/2-1-8/1140/12-02-05/982. В частности, определено:

  • остатки товаров, находящиеся в розничной торговой сети на 1 января 2010 г., ставка НДС на которые увеличивается с 18 до 20%, реализуются в течение января по розничным ценам, сформированным до 1 января 2010 г. Розничные цены на остатки таких товаров не позднее 1 февраля 2010 г. подлежат приведению в соответствие с нормами налогового законодательства 2010 года;
  • при поступлении в торговую сеть аналогичных товаров розничные цены приводятся в соответствие со вступившими с 1 января 2010 г. нормами налогового законодательства по мере их поступления. Формирование розничных цен на вновь поступившие аналогичные товары производится в соответствии с нормами законодательства 2010 года;
  • не дожидаясь поступления аналогичных товаров, плательщик вправе в течение января 2010 г. (постепенно) привести в соответствие с нормами налогового законодательства 2010 года розничные цены на товары, находящиеся в розничной торговле;
  • сумма налога с продаж, учтенная на сальдо счета 42 "Торговая наценка" субсчет "Налог с продаж" по состоянию на 31 января 2010 г. (оставшаяся после пересмотра размера цен), подлежит списанию 31 января 2010 г. на внереализационные доходы, учитываемые для целей налогообложения; в отношении реализованных в январе 2010 г. товаров по ценам, сформированным в порядке, установленном в 2009 году, исчисление налога с продаж и сбора не производится; налоговой базой для исчисления НДС за январь 2010 г. является стоимость этих товаров.

Организации оптовой торговли производят отгрузку товаров с 1 января 2010 г. по отпускным ценам, включающим НДС по ставке 20% (по товарам, которые ранее облагались по ставке 18%). При отгрузке с 1 января 2010 г. организациями оптовой торговли товаров, на которые установлены фиксированные розничные цены, исчисление НДС (при наступлении момента их фактической реализации) и предъявление покупателю сумм НДС производится по ставке 16,67%.

Изменение установленных Министерством экономики Республики Беларусь фиксированных розничных цен не допускается.

Предполагается, что повышение ставки НДС не скажется негативно на экспортно-импортных операциях, осуществляемых Республикой Беларусь, и не приведет к ухудшению условий деятельности плательщиков. Для этого разработан и принят целый комплекс мер компенсационного характера.

Применение особенной части налогового кодекса

Материал подготовлен специалистами ООО "ЮрСпектр"

Со вступлением в силу Особенной части Налогового кодекса Республики Беларусь (далее - НК) существенных изменений в порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость не произошло. Закон Республики Беларусь от 19.12.1991 N 1319-XII "О налоге на добавленную стоимость" (далее - Закон N 1319-XII) совершенствовался с 2000 года, когда он был изложен в новой редакции, с целью упрощения исчисления и уплаты налога в Закон вносились изменения на основании практических ситуаций, возникающих в процессе хозяйственной деятельности организаций.

Изменения произошли по разделу льгот: от обложения налогом на добавленную стоимость освобождаются обороты по реализации на территории Республики Беларусь работ по строительству, содержанию и ремонту объектов садоводческих товариществ по перечню таких работ, утверждаемому Президентом Республики Беларусь; медицинских услуг (перечень услуг также утверждается Главой государства); населению услуг парикмахерских, бань и душевых, по стирке и химической чистке, ремонту часов, производству и ремонту одежды и обуви, ремонту и техническому обслуживанию бытовых приборов, ремонту предметов личного пользования и бытовых товаров. Ограничена льгота в отношении оборотов по реализации религиозной литературы и (или) предметов религиозного назначения, услуг по организации и проведению религиозных обрядов, церемоний, молитвенных собраний или других культовых действий. Данная льгота будет применяться в 2010 году только религиозными организациями, которые признаются таковыми в соответствии с Законом Республики Беларусь от 17.12.1992 N 2054-XII "О свободе совести и религиозных организациях".

В остальном блок льгот по НДС сохранился в значительном объеме. Учитывая, что НДС является косвенным налогом и льготы имеют большое значение при формировании цены для конечного потребителя, предусмотренные социально значимые льготы будут сохраняться и впредь.

Возникает много вопросов по порядку определения налоговой базы и осуществления вычетов по амортизируемым объектам при их дальнейшей реализации.

Как и ранее, плательщики могут относить уплаченные (подлежащие уплате) при приобретении либо при ввозе на таможенную территорию Республики Беларусь товаров (работ, услуг), имущественных прав, включая основные средства и нематериальные активы, суммы налога на добавленную стоимость на увеличение стоимости этих товаров (работ, услуг), имущественных прав (ст. 106 НК).

При этом в соответствии со ст. 107 НК суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные плательщиком при ввозе на таможенную территорию Республики Беларусь основных средств и нематериальных активов либо при их приобретении, подлежат вычету в общеустановленном порядке.

В то же время не подлежат вычету суммы НДС, уплаченные (подлежащие уплате) при приобретении (ввозе) амортизируемых объектов основных средств, налоговая база по которым определяется исходя из цены реализации таких объектов (подп. 19.12 ст. 107 НК).

По общему правилу при приобретении амортизируемых объектов основных средств уплаченные (подлежащие уплате) суммы НДС либо подлежат вычету, либо относятся на увеличение стоимости объекта. Если налог был принят к вычету и впоследствии происходит реализация этого объекта, главным критерием является цена реализации: если она выше остаточной стоимости, то вычет остается, если ниже, - подлежит восстановлению в части остаточной стоимости. Если налог отнесен на увеличение стоимости по общему правилу, то при реализации выше либо ниже остаточной стоимости ни восстановления, ни корректировок не происходит.

Кроме того, ч. 2 подп. 19.12 ст. 107 НК установлено, что суммы НДС, принятые к вычету до момента реализации амортизируемых объектов основных средств, подлежат восстановлению исходя из их остаточной стоимости пропорционально разнице между ценой реализации и остаточной стоимостью. Указанные суммы налога включаются во внереализационные расходы.

Следующий момент, на который необходимо обратить внимание, - определение сумм налоговых вычетов по товарам (работам, услугам), имущественным правам, используемым для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, которые облагаются налогом по ставке 10%.

В соответствии с Положением о некоторых особенностях применения налоговых вычетов и исчисления налоговой базы по налогу на добавленную стоимость, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 15.06.2006 N 397 (далее - Положение N 397), по товарам (работам, услугам), облагаемым налогом по ставке 18% и используемым для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), которые облагаются налогом по ставке 10%, налоговые вычеты производятся в полном объеме независимо от суммы НДС, исчисленного при реализации товаров (подп. 3.2 Положения N 397).

Суммы налоговых вычетов по товарам (работам, услугам), имущественным правам, за исключением основных средств и нематериальных активов, облагаемым налогом по ставке 18% и используемым для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, которые облагаются налогом по ставке 10%, определялись только по данным раздельного учета направлений использования приобретенных товаров (работ, услуг), имущественных прав, за исключением основных средств и нематериальных активов (п. 13 ст. 16 Закона N 1319-XII).

Таким образом, если организация распределяла налоговые вычеты по удельному весу, то вычеты по товарам (работам, услугам), облагаемым налогом по ставке 18% и используемым для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), которые облагаются налогом по ставке 10%, производились в пределах суммы налога, исчисленной по реализации товаров.

Исключение составляли основные средства и нематериальные активы. Определение сумм налоговых вычетов, уплаченных при приобретении (ввозе) основных средств и нематериальных активов по ставке 18%, приходящихся на обороты по реализации по ставке НДС 10%, осуществлялось методом удельного веса. Полученные таким образом суммы налога по основным средствам и нематериальным активам подлежали вычету независимо от суммы НДС, исчисленной при реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав.

В соответствии с подп. 23.2 ст. 107 НК вычет сумм налога на добавленную стоимость производится в полном объеме, в том числе по товарам (работам, услугам), имущественным правам, используемым для производства и (или) реализации товаров, которые облагаются налогом на добавленную стоимость по ставке 10%.

Норма о том, что определение сумм налоговых вычетов по этим товарам производится только по данным раздельного учета направлений использования приобретенных товаров (работ, услуг), имущественных прав, за исключением основных средств и нематериальных активов, в НК отсутствует.

Это означает, что налоговые вычеты по товарам (работам, услугам), имущественным правам, используемым для производства и (или) реализации товаров, которые облагаются налогом на добавленную стоимость по ставке 10%, осуществляются в полном объеме независимо от применяемого метода распределения таких вычетов.

Много вопросов у организаций возникает в связи с отменой установленной ранее формы счета-фактуры по НДС по работам, услугам. Это был основной документ, на основании которого производились вычеты по НДС по работам, услугам. Теперь вычеты должны совершаться на основании иных первичных документов, которые соответствуют требованиям ст. 9 Закона Республики Беларусь от 18.10.1994 N 3321-XII "О бухгалтерском учете и отчетности". Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь придерживается следующего мнения: нельзя категорично говорить о том, что бланки счетов-фактур по НДС не могут использоваться для принятия вычетов по работам, услугам. Как соответствующий требованиям ст. 9 указанного Закона этот документ может применяться несмотря на отмену обязанности по его предъявлению плательщиками.

О лизинговых операциях

Сохраняются вопросы о применении ставок НДС в отношении лизинговых операций, по которым объект лизинга был передан лизингополучателю до 1 января 2010 года. Согласно п. 11 ст. 100 НК моментом сдачи (передачи) объекта в аренду (лизинг) признается последний день установленного договором каждого периода, к которому относится арендная плата (лизинговый платеж) по такой сдаче (передаче), но не ранее момента фактической передачи объекта аренды (лизинга) арендатору (лизингополучателю). Ранее в п. 15 ст. 10 Закона N 1319-XII, устанавливающем порядок определения момента сдачи в аренду, слово "(передачи)" после слов "моментом сдачи" отсутствовало. Факт передачи объекта лизинга лизингополучателю имеет место только при поступлении этого объекта лизингополучателю, что фиксируется первичными учетными документами.

При сдаче в лизинг фактически происходит передача имущественных прав (права пользования), а при использовании права выкупа по завершении договора лизинга - еще и реализация объекта лизинга как товара, в результате чего лизингополучатель становится его собственником. В бухгалтерском учете лизинговые операции как с правом, так и без права выкупа в части лизинговых платежей отражаются на соответствующих счетах по двум составляющим: возмещение стоимости объекта лизинга, а также возмещение иных инвестиционных расходов лизингодателя и лизингового вознаграждения.

Вместе с тем для имущественных прав ст. 100 НК установлено самостоятельное положение, согласно которому днем передачи таких прав признается дата наступления права на получение платы в соответствии с договором, а для лизинговых операций существует специальная норма п. 11 ст. 100 НК. Следовательно, для лизинговых операций должно применяться только положение п. 11 ст. 100 НК.

При передаче объекта лизинга лизингополучателю до 1 января 2010 г. повторной передачи лизингополучателю не происходит, а осуществляется временное владение и пользование этим переданным объектом (финансовая аренда), в том числе в 2010 году.

При изменении порядка исчисления НДС (изменении состава плательщиков, объектов налогообложения, налоговой базы, момента фактической реализации, ставок, порядка применения освобождения от налогообложения) новый порядок исчисления применяется в отношении товаров (работ, услуг), имущественных прав, отгруженных (выполненных, оказанных), переданных с момента изменения порядка исчисления НДС (п. 10 ст. 103 НК). Слово "переданных" в п. 10 ст. 103 НК относится к имущественным правам, а значит, указанный пункт не содержит особенностей применения ставки НДС при ее изменении в отношении лизинговых операций. Следовательно, в НК отсутствуют предписания, как осуществлять исчисление НДС по лизинговым операциям при изменении ставок налога.

Согласно п. 7 ст. 3 НК в случае неясности или нечеткости предписаний актов налогового законодательства государственные органы и должностные лица должны принимать решения в пользу плательщиков.

Учитывая вышесказанное, по лизинговым операциям, когда объект лизинга отгружен лизингополучателю до 1 января 2010 г. (как с правом, так и без права выкупа), в отношении контрактной стоимости объекта лизинга применяется ставка НДС в размере 18%, а в отношении разницы между размером лизингового платежа и частью платежа, приходящейся на контрактную стоимость, - ставка в размере 20%.

Если плательщик применяет ставку НДС в размере 20% в отношении лизинговых платежей, приходящихся на периоды с 1 января 2010 г., по объектам лизинга, переданным лизингополучателю до этой даты, то у налогового органа нет правовых оснований для отказа в применении указанной ставки налога.

Письма Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 24.12.2009 N 2-1-4/6851-1 и от 23.01.2010 N 2-1-9/73 "О направлении информации" отвечают нормам НК и применяются в соответствии с данным разъяснением.

Описанные способы применения ставок НДС могут использоваться плательщиками одновременно по соглашению сторон договора лизинга. При этом одним и тем же лизингодателем по одному контракту сумма НДС может исчисляться по лизинговому платежу по ставке 20%, по другому контракту - в отношении контрактной стоимости по ставке налога 18%, в отношении остальной части лизингового платежа - по ставке 20%.

У организаций вызывает определенное непонимание еще один момент - иные обстоятельства, с наличием которых Налоговый кодекс, Таможенный кодекс Республики Беларусь и акты Президента Республики Беларусь связывают возникновение налогового обязательства по уплате налога на добавленную стоимость.

В гл. 12 НК по сравнению с ранее действующим законодательством появился новый термин "иные обстоятельства":

  • ввоз товаров на таможенную территорию Республики Беларусь и (или) иные обстоятельства, с наличием которых НК, Таможенный кодекс Республики Беларусь и (или) акты Президента Республики Беларусь связывают возникновение налогового обязательства по уплате налога на добавленную стоимость (подп. 1.2 ст. 93 НК);
  • при ввозе товаров на таможенную территорию Республики Беларусь, за исключением ввоза с территории Российской Федерации, и наступлении иных обстоятельств, с наличием которых Таможенный кодекс Республики Беларусь и (или) акты Президента Республики Беларусь связывают возникновение налогового обязательства по уплате налога на добавленную стоимость, взимание налога на добавленную стоимость осуществляют таможенные органы в соответствии с НК, Таможенным кодексом Республики Беларусь и (или) актами Президента Республики Беларусь, а также действующими для Республики Беларусь международными договорами (п. 1 ст. 95 НК).

Налоговый кодекс Республики Беларусь таких "иных обстоятельств" не содержит, т.е. говорить о том, что возник какой-то новый объект налогообложения в этой ситуации неправомерно. В исчислении НДС ничего нового не произошло, данная норма установлена в целях таможенного законодательства.

Налог на прибыль

Снижена ставка налога на прибыль, получаемую в виде дивидендов, а также от реализации акций, долей белорусских организаций с 24 до 12%.

Отменено нормирование расходов на оплату труда; рекламные, информационные, консультационные и маркетинговые услуги; содержание служебного легкового автомобильного транспорта, что обеспечивает значительное упрощение порядка применения налога на прибыль, а также снижение затрат белорусских предприятий на ведение учета данных нормативов.

В Особенной части четко определен перечень тех расходов, которые субъекты хозяйствования не вправе учитывать при исчислении налогооблагаемой прибыли. Затраты, не учитываемые при налогообложении, определены в ст. 131 НК.

Предприятия с объемом годовой выручки до 3,815 млрд. рублей, как и в случае с НДС, получили возможность уплачивать налог на прибыль ежеквартально.

Особенноси представления налоговой декларации (расчета) по налогу на прибыль и сбору на развитие территории (в части налога на прибыль) в 2010 году.

Материал подготовлен юристом Ю.А.ВЕРЕМЕЙКО с использованием правовых актов по состоянию на 1 апреля 2010 г.

Как известно, с 1 января 2010 г. вступила в силу Особенная часть Налогового кодекса Республики Беларусь (далее - НК).

Глава 14 НК посвящена налогу на прибыль. Обращают на себя внимание положения статьи 143 "Налоговый и отчетный периоды налога на прибыль. Порядок исчисления налога на прибыль. Сроки представления налоговых деклараций (расчетов) и уплаты налога на прибыль" НК.

В соответствии с пунктом 4 статьи 143 НК плательщики налога на прибыль по итогам истекшего отчетного периода представляют в налоговые органы налоговую декларацию (расчет) по налогу на прибыль не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом, независимо от наличия либо отсутствия объектов налогообложения, если иное не установлено частью второй пункта 4 статьи 143 НК. Частью второй пункта 4 статьи 143 НК предусмотрено, что налоговая декларация (расчет) по суммам налога на прибыль с дивидендов, указанных в части второй пункта 3 статьи 143 НК, представляется в налоговые органы налоговыми агентами не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором были начислены дивиденды.

Указанные положения существенно отличаются от действовавших ранее. В частности, пунктом 1 статьи 6 Закона Республики Беларусь от 22.12.1991 N 1330-XII "О налогах на доходы и прибыль" было предусмотрено, что плательщики налога на прибыль, филиалы, представительства и иные обособленные подразделения юридических лиц, имеющие отдельный баланс и текущий (расчетный) либо иной банковский счет, исполняющие в установленном законодательством порядке налоговые обязательства этих юридических лиц, в течение налогового периода по итогам истекшего отчетного периода представляют в налоговые органы налоговую декларацию (расчет) не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.

При этом в статье 63 НК было указано, что налоговой декларацией (расчетом) признается письменное заявление плательщика (иного обязанного лица) на бланке установленной формы о полученных доходах и осуществленных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога, сбора (пошлины) и (или) других данных, необходимых для исчисления и уплаты налога, сбора (пошлины).

Пункт 2 статьи 63 НК гласил, что налоговая декларация (расчет) представляется каждым плательщиком (иным обязанным лицом) по каждому налогу, сбору (пошлине), в отношении которых он признан плательщиком, и при наличии объектов налогообложения, если иное не установлено налоговым законодательством.

С учетом этого могли иметь место ситуации, когда при отсутствии объекта налогообложения, например в случае неосуществления предпринимательской деятельности, плательщик вправе был не представлять налоговую декларацию (расчет) по налогу на прибыль.

На сегодняшний день плательщики обязаны представлять налоговую декларацию (расчет) по налогу на прибыль и сбору на развитие территорий (в части налога на прибыль) (далее - декларация по налогу на прибыль) независимо от наличия либо отсутствия объектов налогообложения. На данное обстоятельство и необходимо обратить особое внимание.

Неисключено, что некоторые плательщики, которые раньше были вправе не представлять декларацию по налогу на прибыль, не будут представлять ее и в 2010 году. Это может привести к применению к ним мер административной ответственности.

Некоторые полагают, что штраф может быть наложен только при наличии вреда. При этом под вредом они понимают неуплату или неполную уплату налога в бюджет. Следует отметить, что это ошибочное мнение. Вред может выражаться не только в неуплате налога. Сам факт невыполнения предписаний налогового законодательства причиняет вред общественным отношениям. В связи с этим даже при отсутствии материального вреда к правонарушителю может применяться ответственность.

Так, в соответствии со статьей 13.4 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - КоАП) нарушение плательщиком, налоговым агентом, иным обязанным лицом установленного срока представления в налоговый орган налоговой декларации (расчета) при отсутствии подлежащей уплате суммы налога, сбора (пошлины), если просрочка не превысила трех месяцев, - влечет наложение штрафа на индивидуального предпринимателя в размере от двух десятых базовой величины до двух базовых величин, а на юридическое лицо - от одной до десяти базовых величин.

Согласно части 2 статьи 13.4 КоАП нарушение плательщиком, налоговым агентом, иным обязанным лицом установленного срока представления в налоговый орган налоговой декларации (расчета) при наличии подлежащей уплате суммы налога, сбора (пошлины) либо при просрочке более трех месяцев, в том числе совершенное должностным лицом юридического лица, влечет наложение штрафа в размере двух базовых величин с увеличением его на пять десятых базовой величины за каждый полный месяц просрочки, но не более десяти базовых величин, на индивидуального предпринимателя - в размере десяти процентов от суммы налога, сбора (пошлины), подлежащей уплате, но не менее двух базовых величин, а на юридическое лицо - в размере десяти процентов от суммы налога, сбора (пошлины), подлежащей уплате, но не менее десяти базовых величин.

Частью 3 статьи 13.4 КоАП установлено, что нарушение физическим лицом, не являющимся должностным лицом юридического лица или индивидуальным предпринимателем, - плательщиком, налоговым агентом, иным обязанным лицом установленного срока представления в налоговый орган налоговой декларации (расчета) при наличии подлежащей уплате суммы налога, сбора (пошлины) либо при просрочке более двенадцати месяцев влечет наложение штрафа в размере двух базовых величин с увеличением его на пять десятых базовой величины за каждый полный месяц просрочки, но не более десяти базовых величин.

Наконец, согласно части 4 статьи 13.4 КоАП деяния, предусмотренные частями 1 - 3 статьи 13.4 КоАП, совершенные повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такие же нарушения, в том числе должностным лицом юридического лица, влекут наложение штрафа в размере трех базовых величин за каждый полный или неполный месяц просрочки, но не более двадцати базовых величин, на индивидуального предпринимателя - в размере двадцати пяти процентов от суммы налога, сбора (пошлины), подлежащей уплате, но не менее трех базовых величин, а на юридическое лицо – в размере двадцати пяти процентов от суммы налога, сбора (пошлины), подлежащей уплате, но не менее десяти базовых величин.

Как видим, КоАП предусматривает ответственность за непредставление декларации и в тех случаях, когда отсутствует подлежащая уплате сумма налога.

С учетом указанного тем плательщикам, которые до 2010 года не представляли налоговые декларации по налогу на прибыль ввиду отсутствия объекта налогообложения, в 2010 году, учитывая изменения НК, следует представлять такие декларации в любом случае.

Многие задались вопросом, а не содержит ли НК противоречие. Ведь статья 63 НК, хоть и в измененном виде, но все же говорит о предоставлении декларации лишь при наличии объекта налогообложения. В частности, пунктом 2 статьи 63 НК определено, что налоговая декларация (расчет) представляется каждым плательщиком (иным обязанным лицом), кроме плательщиков (иных обязанных лиц), указанных в пункте 1 статьи 330 НК, по каждому налогу, сбору (пошлине), в отношении которых он признан плательщиком, и при наличии объектов налогообложения, если иное не установлено НК или иными актами налогового законодательства.

В то же время какое-либо противоречие между нормами НК в данном случае отсутствует. В частности, в статье 63 НК действительно указано о необходимости представления налоговой декларации (расчета) при наличии объектов налогообложения. Однако имеется оговорка, с учетом которой такое правило действует, если иное не установлено НК. Иное, а именно необходимость представления налоговой декларации по налогу на прибыль независимо от наличия либо отсутствия объектов налогообложения, как раз и предусмотрено в статье 143 НК с 2010 года.

Изменился порядок налогообложения дивидендов.

Материал подготовлен специалистами ООО "ЮрСпектр"

Законом Республики Беларусь от 22.12.1991 N 1330-XII "О налогах на доходы и прибыль" было установлено, что дивиденды и приравненные к ним доходы, признаваемые таковыми в соответствии с п. 1 ст. 35 НК, начисленные белорусскими организациями, включаются в состав доходов от внереализационных операций и у организаций - получателей данного вида дохода облагаются налогом по ставке 24%.

С 1 января 2010 г. по налогу на прибыль с дивидендов по аналогии с подоходным налогом применяется принцип налогового агента: организация, которая начисляет и выплачивает дивиденды, является налоговым агентом, поэтому удерживает налог и перечисляет его в бюджет. Организация, начислившая дивиденды, исчисляет налог с учетом суммы дивидендов, ранее полученной этой организацией, что позволяет исключить повторное налогообложение. Налог исчисляется исходя из налоговой базы, определенной по формуле, установленной п. 4 ст. 141 НК. При этом ставка налога установлена в размере 12%.

Представление в налоговые органы налоговой декларации (расчета) по суммам налога на прибыль с дивидендов и перечисление налога в бюджет производится соответственно не позднее 20-го и 22-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором были начислены дивиденды. Датой начисления дивидендов признается дата принятия решения о распределении прибыли путем объявления и выплаты дивидендов, а по дивидендам, начисленным унитарными предприятиями, и доходам, приравненным к дивидендам, - дата отражения в бухгалтерском учете обязательств по выплате (передаче) соответственно дивидендов и доходов, приравненных к дивидендам.

Дивиденды от источников в Беларуси, налогообложение которых произведено в вышеуказанном порядке, не включаются в состав внереализационных доходов получающими их белорусскими организациями. Дивиденды от источников за пределами Республики Беларусь, как и прежде, включаются во внереализационные доходы.

В указанном порядке производится и налогообложение дивидендов, начисленных белорусскими организациями в 2009 году, но выплачиваемых в 2010 году: налоговые агенты исчисляют и уплачивают налог по ставке 12%. При этом по дивидендам, выплачиваемым в переходный период, налоговая декларация (расчет) по суммам налога на прибыль с дивидендов представляется в налоговые органы не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором были выплачены дивиденды, а перечисление сумм налога в бюджет производится не позднее 22-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором были выплачены дивиденды.

В целях обеспечения более простого и понятного порядка налогообложения прибыли в ст. 130 "Затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемые при налогообложении" НК приведены только нормы об особенностях отражения (признания) затрат, учитываемых при налогообложении, и не содержится самого перечня затрат. При этом перечень затрат, которые не учитываются при налогообложении, закреплен в ст. 131 НК.

Все понесенные и документально подтвержденные расходы организаций, за исключением перечисленных в ст. 131 НК, будут учитываться при исчислении налога на прибыль. Однако, на наш взгляд, основные подходы, которые формировались в предыдущие годы, по отнесению затрат, связанных с производством и реализацией продукции, к учитываемым при исчислении налога надо сохранять.

Необходимо обратить внимание и на такой вид внереализационных доходов, как арендная плата. Внереализационные доходы согласно ст. 128 НК определяются на основании документов бухгалтерского и налогового учета и отражаются в том отчетном периоде, в котором они фактически получены плательщиком, если иное не установлено НК.

С 2010 года в отношении доходов от операций по сдаче в аренду (финансовую аренду (лизинг)) имущества установлен иной порядок. Такие доходы отражаются в том отчетном периоде, на который приходится последний день установленного договором каждого периода, к которому относится арендная плата (лизинговый платеж) по этой сдаче (передаче), но не ранее момента фактической сдачи (передачи) объекта аренды (лизинга) арендатору (лизингополучателю). Таким образом, для целей исчисления налога на прибыль арендную плату следует включать во внереализационные доходы независимо от момента ее фактического получения, в том периоде, к которому она относится.

Много вопросов у организаций вызывает определение даты поступления выручки у комитента.

Пунктом 4 ст. 127 НК установлено, что в целях исчисления налога на прибыль в зависимости от учетной политики организации выручка от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав отражается по оплате отгруженных товаров, выполненных работ, оказанных услуг, переданных имущественных прав либо по отгрузке товаров, выполнению работ, оказанию услуг, передаче имущественных прав (за исключением банков). Днем отгрузки товаров признается дата осуществленного в установленном порядке их отпуска со склада.

Реализацией товаров (работ, услуг), имущественных прав признаются отчуждение товара одним лицом другому лицу (выполнение работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу), передача имущественных прав одним лицом другому лицу на возмездной или безвозмездной основе вне зависимости от способа приобретения прав на товары (результаты выполненных работ, оказанных услуг), имущественных прав или формы соответствующих сделок (п. 1 ст. 31 НК).

В соответствии с п. 1 ст. 880 Гражданского кодекса Республики Беларусь по договору комиссии одна сторона (комиссионер) обязуется по поручению другой стороны (комитента) за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента.

Учитывая изложенное, у организаций-комитентов, учетной политикой которых предусмотрено признание выручки по отгрузке товаров, выполнению работ, оказанию услуг, передаче имущественных прав, признание выручки в целях исчисления налога на прибыль производится в том периоде, в котором имела место отгрузка товаров (выполнение работ, оказание услуг), передача имущественных прав комиссионером (поверенным) покупателю с учетом положений договоров комиссии, консигнации либо иных аналогичных договоров.

Подобный порядок признания выручки по вышеназванным договорам для целей исчисления налога на прибыль применялся и в 2009 году.

Земельный налог

В отношении исчисления земельного налога осуществлен переход к уплате исходя из кадастровой стоимости земельных участков. Ставки земельного налога связаны с функциональным использованием земельных участков и дифференцируются в зависимости от категории населенных пунктов, что позволяет учесть различную кадастровую стоимость земель по регионам республики. Вопросы применения льгот и возможного увеличения платежей будут решать местные органы власти, которым в 2010 году предоставлено право уменьшать либо повышать (но не более чем в 2 раза) ставки земельного налога для организаций, индивидуальных предпринимателей и освобождать от уплаты земельного налога физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями.

Платежи за природопользование

Порядок исчисления и уплаты субъектами хозяйствования платежей за природопользование (экологического налога и налога за добычу (изъятие) природных ресурсов) также претерпел некоторые изменения:

  • определены плательщики указанных платежей, объекты налогообложения, налоговая база, налоговые ставки, налоговый период, порядок исчисления и расчетов с бюджетом, источники уплаты указанных платежей (ранее понятия налоговой базы и налогового периода на законодательном уровне не имели четкого определения);
  • плательщиками налога за захоронение отходов производства на объектах захоронения отходов определены собственники отходов производства;
  • из объектов налогообложения исключены выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух мобильными источниками; объемы импорта пластмассовой, стеклянной тары, тары на основе бумаги и картона, используемой для упаковки товаров, реализованных на экспорт, при условии раздельного учета; объемы изъятия полезных ископаемых из недр при строительстве подземных частей наземных зданий, сооружений и иных объектов строительства, не связанные с добычей полезных ископаемых, в том числе их изъятия со дна водоемов при производстве дноуглубительных работ; добыча грунта, песка и песчано-гравийной смеси, используемых для производства работ по преодолению последствий аварии на Чернобыльской АЭС;
  • исключена обязанность индексирования субъектами хозяйствования исчисленных сумм платежей;
  • сокращено количество ставок по налогу за сброс сточных вод или загрязняющих веществ в окружающую среду;
  • перечень коэффициентов, применяемых к ставкам налога за сброс сточных вод или загрязняющих веществ в окружающую среду, дополнен коэффициентом 0,006 за сброс сточных вод для владельцев коммунальной и ведомственной канализации (сброс от населения), для рыбоводных организаций и прудовых хозяйств (сброс с прудов);
  • для природопользователей исключена обязанность формирования, согласования с территориальными органами Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь и представления плательщиками в налоговые органы по месту постановки на учет отчета о сборе (заготовке) и переработке отходов пластмасс для целей применения льготы, предусмотренной ранее в п. 11 Указа Президента Республики Беларусь от 7 мая 2007 г. N 215 "О ставках налога за использование природных ресурсов (экологического налога) и некоторых вопросах его взимания";
  • предоставлено право исчисления плательщиками сумм налогов за хранение и захоронение отходов производства исходя из установленных годовых лимитов и соответствующих ставок;
  • определен новый срок представления плательщиками, осуществляющими исчисление и уплату некоторых платежей за природопользование исходя из установленных годовых лимитов, налоговых деклараций (расчетов) в налоговый орган - не позднее 20 апреля календарного года (ранее - не позднее 20 февраля календарного года);
  • налог за переработку нефти и нефтепродуктов организациями, осуществляющими переработку нефти, будет включаться в затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемые при налогообложении.

Подоходный налог

Ставка налога по доходам, получаемым в виде дивидендов, снизилась с 15 до 12%.

Кроме того, увеличился размер стандартного налогового вычета, применяемого при определении размера налоговой базы, и предельный размер дохода плательщика, при котором предоставляется налоговый вычет. Стандартный налоговый вычет составляет теперь 270 тыс. рублей при получении дохода в сумме, не превышающей 1,635 млн. рублей в месяц (в 2009 году, в случае если доход плательщика не превышал 1,5 млн. рублей в месяц, ему предоставлялся стандартный налоговый вычет в размере 250 тыс. рублей). Возможность предоставления и получения стандартного налогового вычета с 1 января 2010 г. имеют граждане не только по месту основной работы, но и работающие по гражданско-правовым договорам и по совместительству.

Увеличился размер налогового вычета в части страховых взносов по договорам добровольного страхования жизни и дополнительной пенсии, а также по договорам добровольного страхования медицинских расходов с 24 до 48 базовых величин в год. От обложения подоходным налогом освобождена безвозмездная помощь в пределах до 1000 базовых величин в год, получаемая инвалидами, несовершеннолетними и не имеющими родителей, а также гражданами, нуждающимися в приобретении дорогостоящей медицинской помощи.

В 2010 году исчисление подоходного налога основывается на тех же принципах, которые были ранее предусмотрены Законом Республики Беларусь от 21.12.1991 N 1327-XII "О подоходном налоге с физических лиц". Остановимся на отдельных изменениях и дополнениях в налогообложении физических лиц, которые будут интересны для налоговых агентов - организаций, являющихся источником выплаты доходов.

Принципиальные изменения произошли в порядке налогообложения дивидендов:

  • при исчислении подоходного налога с дивидендов применяется налоговая ставка в размере 12%;
  • налоговая база по дивидендам определяется аналогично порядку определения налоговой базы по налогу на прибыль (п. 4 ст. 141 НК);
  • при определении налоговой базы в отношении дивидендов могут применяться налоговые вычеты: стандартные, социальные, имущественные и в некоторых случаях - профессиональные.

Напомним, что в 2009 году доходы в виде дивидендов облагались по ставке 15% и по ним не предоставлялись налоговые вычеты.

У организаций, выплачивающих дивиденды в переходный период, возникает вопрос о применении ставки налога. В данном случае для определения применяемой налоговой ставки решающую роль играет дата начисления дивидендов. Согласно НК датой начисления дивидендов является дата принятия решения о распределении прибыли путем объявления и выплаты дивидендов. В связи с этим если дивиденды начислены в 2009 году, то применяется ставка, действовавшая в тот период, - 15%, при начислении дивидендов в 2010 году - 12%. Уплата исчисленного и удержанного налога в бюджет производится при выплате дивидендов.

Теперь ставка в размере 12% применяется и при налогообложении доходов при выплате участникам (акционерам) доли (пая, стоимости акций) при ликвидации организации, при выходе (исключении) их из состава участников организации, отчуждении доли (пая, части доли или пая, акций) в уставном фонде организации.

Произошли изменения в отношении доходов, освобождаемых от налогообложения. В частности:

1) расширена льгота по доходам, не являющимся вознаграждениями за выполнение трудовых или иных обязанностей. Такие доходы освобождаются от налогообложения в зависимости от места работы плательщика:

от организаций и индивидуальных предпринимателей, являющихся местом основной работы (службы, учебы), - в пределах 150 базовых величин от каждого источника в течение налогового периода;

от иных организаций и индивидуальных предпринимателей (кроме профсоюзных организаций) - в пределах 10 базовых величин от каждого источника в течение налогового периода.

В 2009 году эти доходы освобождались от обложения в размере 150 базовых величин в сумме от всех источников в течение налогового периода;

2) безвозмездная (спонсорская) помощь, оказываемая белорусскими организациями и гражданами Республики Беларусь инвалидам, несовершеннолетним, не имеющим родителей (родителя), освобождается от налогообложения в пределах до 1000 базовых величин в сумме от всех источников в течение налогового периода. Это освобождение предоставляется также лицам, нуждающимся (при наличии соответствующего подтверждения) в оказании дорогостоящей медицинской помощи, в том числе проведении операций. Обратим внимание, что сумма помощи законодательством не ограничена, но данная льгота предоставляется только в размере до 1000 базовых величин и если безвозмездная (спонсорская) помощь оказана белорусской организацией. При этом должны соблюдаться требования Указа Президента Республики Беларусь от 01.07.2005 N 300 "О предоставлении и использовании безвозмездной (спонсорской) помощи".

Это изменение вызывает вопрос и у плательщиков, и у налоговых агентов: если белорусская организация оказала своему работнику безвозмездную помощь в виде оплаты дорогостоящей медицинской операции, предоставляется ли ему данная льгота при исчислении налога? Согласно названному Указу юридические лица Республики Беларусь вправе оказывать физическим лицам Республики Беларусь безвозмездную (спонсорскую) помощь в виде денежных средств на условиях, определяемых данным Указом. Однако при этом установлено, что положения Указа не распространяются на предоставление организациями денежных средств в соответствии с трудовым и иным законодательством своим работникам (членам их семей), в том числе бывшим и ушедшим на пенсию. Исходя из этих норм, можно сделать вывод, что ограничений по предоставлению организацией безвозмездной помощи своему работнику не установлено, а также отсутствует необходимость в оформлении такой помощи в соответствии с требованиями Указа (например, цель, договор и т.п.). Таким образом, можно оказать своему работнику безвозмездную помощь на основании коллективного договора, приказа, распоряжения и т.п. Такая помощь подлежит льготированию в установленных пределах.

Произошли изменения в налогообложении доходов, полученных в связи с заключением договора страхования. Так:

  • подлежат налогообложению у источников выплаты суммы страховых взносов (страховых премий) по договорам добровольного долгосрочного (на срок не менее трех лет) страхования дополнительных пенсий, если они вносятся за работников за счет средств нанимателей;
  • доходы, полученные в виде страхового возмещения и (или) обеспечения в связи с наступлением страхового случая по вышеназванным договорам, при налогообложении не учитываются.

Увеличены размеры стандартных налоговых вычетов. Установлено, что стандартные налоговые вычеты предоставляются плательщикам - физическим лицам, имеющим место основной работы (службы, учебы) и не имеющим такого места работы (службы, учебы). В случае отсутствия места основной работы (службы, учебы) стандартные налоговые вычеты предоставляются налоговыми агентами, являющимися источниками выплаты дохода, по письменному заявлению при предъявлении трудовой книжки, а при отсутствии трудовой книжки - по письменному заявлению с указанием причины ее отсутствия. При этом налоговые агенты, предоставившие указанные вычеты не по месту основной работы (службы, учебы), направляют в установленном порядке в налоговый орган сведения об этом.

При предоставлении стандартных налоговых вычетов необходимо обратить внимание на следующую ситуацию, которая не нова, но часто встречается в обращениях и организаций, и физических лиц.

Работница организации "А" по месту основной работы находится в декретном отпуске по уходу за ребенком в возрасте до трех лет. В это же время она работает на условиях неполного рабочего дня в организации "Б". Предоставляются ли ей организацией "Б" стандартные налоговые вычеты при исчислении подоходного налога с начисленной заработной платы?

Стандартные налоговые вычеты предоставляются работнику нанимателем по месту основной работы. По иному месту работы вычеты могут быть предоставлены по письменному заявлению только при отсутствии места основной работы. В рассматриваемом случае работница не имеет налогооблагаемого дохода по месту основной работы (в организации "А"), поэтому такой вычет ей не может быть предоставлен.

Изменения коснулись порядка предоставления социальных налоговых вычетов на страхование:

  • размер социального вычета на страхование увеличен с 24 до 48 базовых величин в течение налогового периода по уплаченным плательщиком в качестве страховых взносов по договорам добровольного страхования жизни и дополнительной пенсии, заключенным на срок не менее 5 лет, и по договорам добровольного страхования медицинских расходов (новый вид страхования, по которому предоставляется вычет);
  • право на получение социального налогового вычета плательщик имеет в случае уплаты страховых взносов по вышеназванным договорам за лиц, состоящих с ним в отношениях близкого родства (плательщиком-опекуном (плательщиком-попечителем) - за своих подопечных, в том числе бывших подопечных, достигших 18-летнего возраста);
  • социальные вычеты по страхованию, не использованные полностью в 2010 году, переносятся на последующие налоговые периоды до полного их использования.

Несмотря на то что существенных изменений по имущественным вычетам не произошло, их предоставление вызывает вопросы у налоговых агентов и плательщиков.

Например, у работника организации (которая является для него местом основной работы) право на получение имущественного налогового вычета в сумме фактически произведенных затрат на строительство жилья возникло в феврале 2009 г. Необходимые для вычета документы работник представил по месту основной работы в феврале 2010 г. Должна ли организация в 2010 году произвести перерасчет и возврат подоходного налога за 2009 год?

Имущественный налоговый вычет при строительстве жилья предоставляется плательщику по месту основной работы с момента возникновения у него права на вычет, т.е. с февраля 2009 г. Излишне удержанные налоговым агентом суммы подоходного налога засчитываются им в уплату предстоящих платежей подоходного налога либо возвращаются по заявлению плательщика. В связи с этим организация по заявлению работника в 2010 году производит возврат излишне удержанного с него в 2009 году подоходного налога. При этом нужно учесть, что такой возврат производится по согласованию с налоговым органом по месту жительства работника (п. 4 ст. 181 НК).

В отношении предоставления плательщикам налоговых вычетов необходимо особо отметить следующие моменты.

При наличии места основной работы стандартный, социальный, имущественный налоговые вычеты предоставляются только по месту основной работы.

При отсутствии места основной работы:

стандартный - налоговым агентом при предъявлении трудовой книжки или по заявлению (налоговым органом не предоставляется);

социальный и имущественный - налоговым органом при подаче налоговой декларации по окончании налогового периода.

С 2010 года налоговые агенты предоставляют в течение налогового периода профессиональный налоговый вычет лицам, получающим авторские вознаграждения или вознаграждения за создание, исполнение или иное использование произведений науки, литературы и искусства, вознаграждения авторам изобретений, полезных моделей, промышленных образцов и иных результатов интеллектуальной деятельности, по установленному нормативу; налоговый орган - в сумме фактически произведенных и документально подтвержденных расходов по окончании налогового периода при представлении декларации.

Изменения, касающиеся обязанностей налоговых агентов:

  • удержание и уплата в бюджет подоходного налога в момент выплаты доходов в виде премии может не производиться (обязанность по удержанию и уплате налога возникает при осуществлении расчетов по оплате труда в целом за месяц);
  • кроме сведений о доходах, выплаченных гражданам (подданным) иностранных государств, лицам без гражданства (подданства), налоговые агенты будут представлять в налоговый орган по месту постановки на учет за 2010 год сведения о доходах, выплаченных физическим лицам на территории Республики Беларусь в виде возврата: взносов при прекращении плательщиками строительства жилья или выбытии из членов организаций застройщиков до завершения строительства; страховых взносов при расторжении до истечения пятилетнего периода договоров добровольного страхования жизни и дополнительной пенсии, заключавшихся сроком на пять лет и более;
  • налоговые агенты, предоставившие физическим лицам стандартные налоговые вычеты не по месту основной работы (службы, учебы), обязаны представлять сведения об этом в налоговый орган по форме и в сроки, установленные Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь.

В 2010 году подтверждение о том, что плательщик является резидентом иностранного государства, в целях устранения двойного налогообложения может быть представлено как в налоговый орган по месту постановки на учет, так и налоговому агенту.

В ходе форума представители Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь констатировали неоднозначность прочтения некоторых норм нового налогового законодательства и необходимость выработки единой позиции по данным проблемам. С этой целью в ближайшее время планируется рабочая встреча представителей Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь с представителями Министерства финансов Республики Беларусь и Министерства экономики Республики Беларусь.

Местные налоги

В числе местных налогов и сборов в разделе VI Особенной части предусмотрены налог на услуги, сбор на развитие территорий, курортный сбор, сбор с заготовителей и др.

По налогу на услуги плательщиками признаются организации и индивидуальные предприниматели. Налоговая база налога на услуги определяется как выручка от реализации услуг без включения в них налога на услуги.

Объектом налогообложения признается оказание плательщиками услуг, перечисленных в ст. 267 Особенной части.

Ставка налога на услуги устанавливается в размере, не превышающем 5%. Налоговым периодом признается календарный квартал.

Сумма налога на услуги устанавливается как надбавка к цене реализуемых услуг с учетом налога на добавленную стоимость и исключается из выручки при исчислении налогов, сборов и иных платежей в бюджет или государственные внебюджетные фонды.

Остальные налоги

Практика применения налога на недвижимость, сбора при ввозе на территорию Республики Беларусь озоноразрушающих веществ, сбора за проезд автомобильных транспортных средств иностранных государств по автомобильным дорогам общего пользования Республики Беларусь, сбора за выдачу разрешений на проезд автомобильных транспортных средств Республики Беларусь по территории иностранных государств, оффшорного, гербового и консульского сборов, государственной пошлины и патентных пошлин сохранена. Но такие налоговые платежи уплачиваются плательщиками в отдельных случаях при возникновении у них соответствующих объектов налогообложения и условий уплаты. В целях установления единого порядка уплаты местных налогов и сборов на всей территории республики определены плательщики таких налогов, объекты налогообложения и налоговые базы, а также предельные размеры налоговых ставок.

Таким образом, с учетом всех изменений налоговая система включает 30 налоговых платежей. Субъекты хозяйствования, осуществляющие обычную деятельность, будут уплачивать пять основных налогов: НДС, налог на прибыль, налог на недвижимость, экологический и земельный налоги. Все остальные налоги будут уплачиваться только при возникновении соответствующих объектов налогообложения.

Подводя итог, следует отметить, что принятие Особенной части позволило упростить порядок налогообложения и создать дополнительные условия для либерализации экономики страны.

©2008 ООО «Аутсорсинговая экономическая компания»

Вы можете получить консультацию по всем возникшим у Вас вопросам

у наших специалистов по телефону.

Адрес нашей почты: info@aek.by

Разработка сайта - abiatec

Наши Телефоны:

+375 17 366-72-22

+375 17 366-75-55

+375 29 614-53-03

+375 29 683-81-42